В Бюджетном кодексе Кыргызской Республики предусмотрены ли нормы по порядку формирования, по порядку проведения общественного обсуждения и по принятию местного бюджета в условиях чрезвычайной ситуации?

Анонсы МСУ / архив

Фотогалерея / архив

Баннер
Требуется внесение соответствующих поправок в Бюджетный кодекс КР, предусматривающих реагировать и вносить коррективы во время чрезвычайной ситуации в местные бюджеты. Так как нет лучшего момента для расширения собственных возможностей, чем чрезвычайная ситуация или та, которую ты сможешь представить таковой: эта мудрость известна всем.  Стихийное бедствие, чума, пожар, пандемия и т.д. – все требует, разумеется, немедленных законодательных изменений, дабы исполнительные органы местного самоуправления могла реагировать на суровые вызовы реальности быстрее, свободнее и эффективнее.

В соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 10 Закона  КР"О гражданской защите" органы местного самоуправления обязаны предусматривать в местном бюджете и выделять финансовые средства на проведение мероприятий по Гражданской защите.

В то же время согласно нормам статьи 24 Бюджетного Кодекса КР предоставляется возможность исполнительным органам местного самоуправления создавать в составе местных бюджетов резервный фонд для для финансирования непредвиденных расходов, требующих неотложного финансирования в текущем бюджетном году. Данный резервный фонд создается за счет текущих поступлений в местный бюджет, из собственных доходов.

При этом размер резервного фонда местного бюджета должен составлять не более 1 процента от объема расходов соответствующего местного бюджета (без учета средств резерва бюджета и сумм платных услуг органов исполнительной власти). Кроме того, решение о направлениях и объемах использования резервных фондов местных бюджетов принимается исполнительным органом местного самоуправления в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса КР.

Бюджетный кодекс КР умалчивает о  механизмах проведения бюджетного процесса во время чрезвычайных ситуциях.

Бюджетный кодекс устанавливает механизм  принятия чрезвычайного бюджета при введении чрезвычайного или военного положения на территории Кыргызской Республики, а также в случае недостаточности средств Государственного бюджетного резерва КР путем внесения изменений в нормативный правовой акт о бюджете. При этом умалчивает о механизмах и процедурах принятия местного бюджета при введении чрезвычайной ситуации по всей республике или на отдельной администравтивной территории.

В статье 18 Закона КР "О местном самоуправлении" в качестве одного вопроса местного значения определено – "содействие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций".

Согласно нормам Закона КР "О Гражданской защите" и постановления Правительства КР "Об утверждении Классификации чрезвычайных ситуаций и критериев их оценки в Кыргызской Республике" от 22 ноября 2018 года № 550,  система Гражданской защиты, в том числе и специальные  превентивные и ликвидационные мероприятия, должны определяться в зависимости от их классификации в разрезе установленных органов, ответственных за проведение специальных превентивных и ликвидационных мероприятий, направленных на снижение угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оперативное реагирование на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций (то есть в зависимости от соответствующих уровней чрезвычайных ситуаций  и по степени их тяжести).

 По нашему мнению,  требуется совершенствовать законодательство и предлагается определить виды специальных превентивных и ликвидационных мероприятий и порядок их проведения/выполнения (правила, механизмы, инструменты, сроки выполнения и т.д.) в разрезе установленных Законом КР "О Гражданской защите" обязанностях лиц, вовлеченных в данных процесс в зависимости от режимов функционирования Гражданской защиты в мирное и военное время. К примеру, в разрезе по режимам функционирования государственной системы Гражданской защиты в мирное время: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации.

И соответственно в бюджетном законодательстве республики должно быть предусмотрена возможность органам местного самоуправления предусматривать в местном бюджете расходы на мероприятия по Гражданской защите  в мирное время: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации.  

Кроме того, предлагается внести поправки в статью 115 Бюджетного Кодекса Кыргызской Республики по пересмотру сроков внесения в нормативный правовой акт о бюджете в течение бюджетного года.

Также предлагается предусмотреть в статье 127 Бюджетного Кодекса КР норму по возможности онлайн-формата проведения общественных бюджетных слушаний.