СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА проекта Конституции КР в части, касающейся системы местного самоуправления

Анонсы МСУ / архив

Фотогалерея / архив

Баннер

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА проекта Конституции КР в части, касающейся системы местного самоуправления

 

Статьи действующей Конституции

 

Статьи проекта Конституции

 

Предложения и замечания

 

Статья 3.

Государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципах:

1) верховенства власти народа, представляемой и обеспечиваемой всенародно избираемыми Жогорку Кенешем и Президентом;

2) разделения государственной власти;

3) открытости и ответственности государственных органов, органов местного самоуправления перед народом и осуществления ими своих полномочий в интересах народа;

4) разграничения функций и полномочий государственных органов и органов местного самоуправления.

 

Статья 4

Государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципах:

- верховенства власти народа, представляемой и обеспечиваемой всенародно избираемыми Президентом и Жогорку Кенешем;

- разделения на законодательную, исполнительную, судебную ветви, их согласованного функционирования и взаимодействия;

- открытости государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, осуществления ими своих полномочий в интересах народа;

- разделения полномочий и функций государственных органов и органов местного самоуправления;

- запрета государственным и муниципальным должностным лицам осуществлять действия (бездействия), создающие условия для коррупции;

- конституционно-правовой и иной ответственности государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц перед народом.

 

 

Статья 5.

  1. Государство и его органы служат всему обществу, а не какой-то его части.
  2. Никакая часть народа, никакое объединение, никакое отдельное лицо не вправе присваивать власть в государстве. Узурпация государственной власти является особо тяжким преступлением.
  3. Государство, его органы, органы местного самоуправления и их должностные лица не могут выходить за рамки полномочий, определенных настоящей Конституцией и законами.
  4. Государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица несут ответственность за противоправные действия в порядке, предусмотренном законом.

Статья 5

  1. Государство и его органы служат всему обществу, а не только его отдельной части.
  2. Не допускаются действия, направленные на насильственный захват и незаконное удержание государственной власти, присвоение полномочий государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Узурпация государственной власти – особо тяжкое преступление.

 

 

 

 

Статья 10

  1. Средствам массовой информации гарантируется право на получение информации от государственных органов и органов местного самоуправления, их распространение, право на свободу выражения мнений.

 

 

Статья 13. 

  1. Государственный бюджет Кыргызской Республики состоит из республиканского и местных бюджетов, включает доходы и расходы государства.
  2. Порядок формирования, принятия, исполнения республиканского и местных бюджетов, а также аудит их исполнения определяются законом. Республиканский бюджет принимается законом, местные бюджеты - решением соответствующих представительных органов.

Статья 18

  1. Государственный бюджет Кыргызской Республики состоит из республиканского и местных бюджетов, включает доходы и расходы государства.
  2. На территории Кыргызской Республики действует единая налоговая система. Право установления налогов принадлежит Жогорку Кенешу. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

 

 

Статья 34.

  1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний. Никто не может быть принужден к участию в собрании.
  2. В целях обеспечения проведения мирного собрания каждый вправе подать уведомление в органы власти.

Не допускается запрет и ограничение проведения мирного собрания, а также отказ в его надлежащем обеспечении ввиду отсутствия уведомления о проведении мирного собрания, несоблюдения формы уведомления, его содержания и сроков подачи.

  1. Организаторы и участники мирных собраний не несут ответственности за отсутствие уведомления о проведении мирного собрания, несоблюдение формы уведомления, его содержания и сроков подачи.

Статья 39.

  1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний. Никто не может быть принужден к участию в собрании.
  2. В целях обеспечения проведения мирного собрания каждый вправе подать уведомление в государственные органы или органы местного самоуправления.
  3. Организаторы и участники мирных собраний не несут ответственности за отсутствие уведомления о проведении мирного собрания, несоблюдение формы уведомления, его содержания и сроков подачи.
  4. Организация и проведения мирных собраний определяется законом.

 

 

 

Статья 46.

........

  1. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для реализации права на жилище.
  2. Жилище малоимущим и иным нуждающимся лицам предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов либо в социальных учреждениях на основаниях и в порядке, предусмотренных законом.

Статья 45.

............

  1. Государственные органы и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для реализации права на жилище.
  2. Малоимущим и иным нуждающимся лицам предоставляется жилье из государственных, муниципальных и других жилищных фондов либо в социальных учреждениях на основаниях и в порядке, предусмотренных законом.

 

 

РАЗДЕЛ ВОСЬМОЙ
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

 

Статья 110.

  1. Местное самоуправление - гарантированное настоящей Конституцией право и реальная возможность местных сообществ самостоятельно в своих интересах и под свою ответственность решать вопросы местного значения.
  2. Местное самоуправление в Кыргызской Республике осуществляется местными сообществами на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
  3. Местное самоуправление осуществляется местными сообществами граждан непосредственно либо через органы местного самоуправления.
  4. Финансирование местного самоуправления обеспечивается из соответствующего местного бюджета, а также республиканского бюджета.

 

 

 

 

  1. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются с соблюдением принципов прозрачности, участия общественности, подотчетности органов местного самоуправления перед местным сообществом.

 

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

 

Статья 111.

  1. Местное самоуправление – гарантированное Конституцией право и реальная возможность местных сообществ самостоятельно решать вопросы местного значения в своих интересах и под свою ответственность.
  2. Местное самоуправление в Кыргызской Республике осуществляется местными сообществами на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
  3. Местное самоуправление осуществляется местными сообществами граждан непосредственно или через органы местного самоуправления.
  4. Финансирование местного самоуправления обеспечивается из соответствующего местного бюджета, а также из республиканского бюджета.
  5. Государство гарантирует независимость органов местного самоуправления в вопросах формирования и исполнения местных бюджетов.

Формирование и исполнение местного бюджета осуществляется в соответствии с принципами прозрачности, участия общественности и подотчетности органов местного самоуправления перед местным сообществом.

 

 

Статья 111.

  1. Систему органов местного самоуправления образуют:

1) местные кенеши - представительные органы местного самоуправления;

2) айыл окмоту, мэрии городов - исполнительные органы местного самоуправления.

  1. Исполнительные органы местного самоуправления и их должностные лица в своей деятельности подотчетны местным кенешам.

Статья 112.

1.Органы местного самоуправления состоят из представительных органов и исполнительных органов.

  1. Исполнительные органы местного самоуправления и их руководители подотчетны в своей деятельности перед представительными органами.

 

 

 

Статья 112.

 

  1. Депутаты местных кенешей избираются гражданами, проживающими на территории соответствующей административно-территориальной единицы, с соблюдением равных возможностей в порядке, установленном законом.
  2. Главы исполнительных органов местного самоуправления избираются в порядке, установленном законом.
  3. Местные кенеши в соответствии с законом:

1) утверждают местные бюджеты, контролируют их исполнение;

2) утверждают программы социально-экономического развития местного сообщества и социальной защиты населения;

3) вводят местные налоги и сборы, а также устанавливают льготы по ним;

4) решают иные вопросы местного значения.

Статья 113.

 

  1. Депутаты местных кенешей избираются гражданами, проживающими в соответствующей административно-территориальной единице, в установленном законом порядке с равными возможностями.
  2. Полномочия и организация деятельности исполнительных органов местного самоуправления определяются в порядке, установленном законом.
  3. Местные кенеши в соответствии с законом:

1) утверждают местные бюджеты, контролируют их исполнение;

2) утверждают программы социально-экономического развития и социальной защиты населения местного сообщества;

3) решают иные вопросы местного значения в случаях, предусмотренных законами.

 

 

 

Статья 113.

  1. Государственные органы не вправе вмешиваться в предусмотренные законом полномочия местного самоуправления.

 

  1. Органам местного самоуправления могут быть делегированы государственные полномочия с передачей материальных, финансовых и иных средств, необходимых для их осуществления. Государственные полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления на основании закона или договора. По делегированным полномочиям органы местного самоуправления подотчетны государственным органам.
  2. Органы местного самоуправления несут ответственность перед государством и его органами за исполнение законов, перед местным сообществом - за результаты своей деятельности.
  3. Органы местного самоуправления вправе обращаться за судебной защитой в связи с нарушением их прав.

 

Статья 114.

  1. Государственные органы не вправе вмешиваться в полномочия органов местного самоуправления, кроме случаев, предусмотренных законом.
  2. Государственные полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления при передаче материальных, финансовых и иных средств, необходимых для их реализации. Государственные полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления на основании законов и иных нормативных правовых актов. Органы местного самоуправления подотчетны государственным органам за переданные им полномочия.
  3. Органы местного самоуправления несут ответственность перед государством и его органами за исполнение законов, перед местным сообществом - за результаты своей работы.
  4. Возмещение дополнительных расходов местного бюджета, возникающих по решению государственных органов, судебная защита органов местного самоуправления гарантируется.

 

 

 

Статья 115.

  1. В Кыргызской Республике граждане имеют право учреждать суды аксакалов.
  2. Суды аксакалов в соответствии с предусмотренными законом полномочиями рассматривают дела с целью примирения сторон и вынесения справедливых решений, не противоречащих закону.
  3. Решения судов аксакалов могут быть обжалованы в порядке, установленном законами.
  4. Деятельность судов аксакалов финансируется из местного бюджета.
  5. Порядок создания судов аксакалов, их полномочия и деятельность определяются законом.