Анонсы МСУ / архив

Фотогалерея / архив

Баннер


АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

по итогам проведенных Союзом МСУ КР мониторингов ситуации на местах с рекомендациями за период с июля по октябрь 2020 года в рамках Проекта «Улучшение информационно-правового взаимодействия между органами местного самоуправления, региональными и центральными органами исполнительной власти и членами местных сообществ в контексте Covid-19», реализуемого Союзом МСУ
  1. Количественные показатели

Анализ часто задаваемых вопросов граждан и органов местного самоуправления, связанных с чрезвычайной ситуацией или чрезвычайным положением, выявленных по итогам проведенных Союзом МСУ мониторингов ситуации на местах показал следующее:

В период за июль по сентябрь 2020 года от граждан и органов МСУ всего поступило 22 часто задаваемых вопросов в сфере ЧС и ЧП (из них: 8 вопросов граждан, 14 вопросов от представителей органов МСУ) по следующим категории вопросов (которые были поделены условно):

  1. Полномочия органов МСУ во время ЧС и ЧП (i);
  2. Мероприятия ОМСУ по предупреждению и предотвращению дальнейшего распространения короновируса (ii);
  3. Взаимодействие ОМСУ с уполномоченным органом по гражданской защите и другими уполномоченными государственными органами (iii);
  4. Трудовые и кадровые вопросы (iv);
  5. Осуществление закупок во время ЧС и ЧП (v).

 

  1. Качественные показатели с рекомендациями Союза МСУ

 

  • Вопросы, связанные с полномочиями органов МСУ во время ЧС и ЧП

Вопросы, возникшие по данной категории вопросов: в рамках данной категории вопросов поступили вопросы: Какие полномочия имеются у органов местного самоуправления во время ЧС или ЧП? Предоставить информацию о порядке разработки, согласования и Плане гражданской защите (Плане по дальнейшему не распространению коронавируса)? Предоставление НПА по ЧС и ЧП. Требуется уточнение полномочий/компетенции айыл окмоту в период ЧС?

Рекомендации по данной категории вопросов:

  • В Регламент местного кенеша следует внести поправки по формам проведения заседаний сессии местного кенеша, по регулированию вопроса проведения сессии местного кенеша в онлайн-формате в исключительных случаях (в том числе во время объявления/действия ЧС и ЧП).
  • Требуется детализация (уточнение) норм регулирования по правам, обязанностям, полномочиям органов местного самоуправления (отдельно для представительных органов МСУ и исполнительных органов МСУ) в Законе КР "О гражданской защите" и Законе КР "О местном самоуправлении".

В части 2 статьи 10 Закона Кыргызской Республики "О Гражданской защите" определены обязанности органов местного самоуправления в системе общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей и территории Кыргызской Республики от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

Кроме того, согласно пункта 22 части 18 Закона КР "О местном самоуправлении" – "содействие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций" является вопросом местного значения и требует более детально изложить и расшифровать, что является для органов местного самоуправления "содействие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций".

  • Вопросы, связанные с мероприятиями ОМСУ по предупреждению и предотвращению дальнейшего распространения короновируса

Вопросы, возникшие по данной категории вопросов: по данной категории вопроса, задавали граждане и органы МСУ следующие вопросы: Какие мероприятия должны выполнять органы местного самоуправления во время ЧС или ЧП? Какие виды мероприятий (работ и услуг) должны выполняться ОМСУ по предупреждению и предотвращению дальнейшего распространения короновируса (в рамках ВМЗ)? Создание условий по защите граждан от чрезвычайной ситуации? В каком порядке привлекать/нанимать исполнителей по проведению этих работ? Финансирование этих мероприятий. В Бюджетном кодексе Кыргызской Республики предусмотрены ли нормы по порядку формирования, по порядку проведения общественного обсуждения и по принятию местного бюджета в условиях чрезвычайной ситуации?   Существуют ли какие-либо критерии для определения той или иной ситуации чрезвычайной (что является чрезвычайной ситуацией)?

 Рекомендации по данной категории вопросов:

  • для определения опасного природного явления "сильного ветра" и признать ситуацию чрезвычайной, в горных айылных аймаках, понижение показателя ветра/урагана – указать не менее 35 метра и их измерять скорость ветра в горных и отдаленных местностях, где отсутствуют гидрометеорологическое станции, по шкале Бофордт.

Вопросы определения или признания тех или иных ситуации чрезвычайными, их классификация отрегулированы в Постановлении Правительства КР от 29 ноября 2000 года № 702 "О классификации чрезвычайных ситуаций и критериях их оценки в Кыргызской Республике".

В Таблице №1 к данной Классификации, в частности для определения опасного природного явления для "сильного ветра" установлены следующие критерии оценки природного явления: Скорость ветра при порывах 25 м/сек, и в горных районах – 35 м/сек и более.  При этом в данных критериях не определена по какой шкале измеряется скорость ветра.

  • Требуется внесение соответствующих поправок в Бюджетный кодекс КР, предусматривающих реагирование и внесение корректировок во время чрезвычайной ситуации в местные бюджеты. Так, как нет лучшего момента для расширения собственных возможностей, чем чрезвычайная ситуация или та, которую можно представить таковой: эта мудрость известна всем.  Стихийное бедствие, чума, пожар, пандемия и т.д. – все требует, разумеется, немедленных законодательных изменений, дабы исполнительные органы местного самоуправления могли реагировать на суровые вызовы реальности быстрее, свободнее и эффективнее.

В соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 10 Закона КР "О гражданской защите" органы местного самоуправления обязаны предусматривать в местном бюджете и выделять финансовые средства на проведение мероприятий по Гражданской защите.

В то же время согласно нормам статьи 24 Бюджетного Кодекса КР предоставляется возможность исполнительным органам местного самоуправления создавать в составе местных бюджетов резервный фонд для финансирования непредвиденных расходов, требующих неотложного финансирования в текущем бюджетном году. Данный резервный фонд создается за счет текущих поступлений в местный бюджет, из собственных доходов.

При этом размер резервного фонда местного бюджета должен составлять не более 1 процента от объема расходов соответствующего местного бюджета (без учета средств резерва бюджета и сумм платных услуг органов исполнительной власти). Кроме того, решение о направлениях и объемах использования резервных фондов местных бюджетов принимается исполнительным органом местного самоуправления в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса КР.

Бюджетный кодекс КР умалчивает о механизмах проведения бюджетного процесса во время чрезвычайных ситуациях.

Бюджетный кодекс устанавливает механизм принятия чрезвычайного бюджета при введении чрезвычайного или военного положения на территории Кыргызской Республики, а также в случае недостаточности средств Государственного бюджетного резерва КР путем внесения изменений в нормативный правовой акт о бюджете. При этом умалчивает о механизмах и процедурах принятия местного бюджета при введении чрезвычайной ситуации по всей республике или на отдельной административной территории.  

 В статье 18 Закона КР "О местном самоуправлении" в качестве одного вопроса местного значения определено – "содействие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций".

Согласно нормам Закона КР "О Гражданской защите" и постановления Правительства КР "Об утверждении Классификации чрезвычайных ситуаций и критериев их оценки в Кыргызской Республике" от 22 ноября 2018 года № 550,  система Гражданской защиты, в том числе и специальные  превентивные и ликвидационные мероприятия, должны определяться в зависимости от их классификации в разрезе установленных органов, ответственных за проведение специальных превентивных и ликвидационных мероприятий, направленных на снижение угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оперативное реагирование на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций (то есть в зависимости от соответствующих уровней чрезвычайных ситуаций  и по степени их тяжести).

 Кроме того, требуется совершенствовать законодательство и предлагается определить виды специальных превентивных и ликвидационных мероприятий и порядок их проведения/выполнения (правила, механизмы, инструменты, сроки выполнения и т.д.) в разрезе установленных Законом КР "О Гражданской защите" обязанностях лиц, вовлеченных в данных процесс в зависимости от режимов функционирования Гражданской защиты в мирное и военное время. К примеру, в разрезе по режимам функционирования государственной системы Гражданской защиты в мирное время: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации.

И соответственно в бюджетном законодательстве республики должна быть предусмотрена возможность органам местного самоуправления предусматривать в местном бюджете расходы на мероприятия по Гражданской защите в мирное время: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации.   Кроме того, предлагается внести поправки в статью 115 Бюджетного Кодекса Кыргызской Республики по пересмотру сроков внесения в нормативный правовой акт о бюджете в течение бюджетного года.

Также предлагается предусмотреть в статье 127 Бюджетного Кодекса КР норму по возможности проведения общественных бюджетных слушаний в онлайн-формате.

                            

  • Вопросы, связанные с взаимодействием ОМСУ с уполномоченным органом по гражданской защите и другими уполномоченными государственными органами

Вопросы, возникшие по данной категории вопросов: в рамках рассматриваемой категории вопросов поступили следующие вопросы: Какой порядок взаимодействия ОМСУ с республиканским штабом и другими уполномоченными государственными органами во время ЧС или ЧП? Предоставление НПА, издаваемых республиканским штабом. Могут ли самостоятельно органы МСУ вести работы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций по согласованию с уполномоченными государственными органами в сфере Гражданской защиты?

Рекомендации по данной категории вопросов:

  • В части 2 статьи 10 Закона Кыргызской Республики "О Гражданской защите" органы местного самоуправления имеют обязанности в системе общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей и территории Кыргызской Республики от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время (имеются полномочия, когда выполняются самостоятельно и когда, требуется согласование с уполномоченным государственным органом в сфере Гражданской защите). Предлагается детализировать эти нормы данного Закона и четко определить, по каким вопросам органы МСУ самостоятельно принимают решения и в каких случаях должны решать вопросы во взаимодействии с государственными органами в мирное и военное время, в разрезе по режимам функционирования государственной системы Гражданской защиты в мирное время: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации.

 

  • Вопросы, связанные с трудовыми и кадровыми вопросами по муниципальной службе

Вопросы, возникшие по данной категории вопросов: По данной анализируемой категории вопроса, органы МСУ задавали следующие вопросы: Как применяется дистанционная работа для муниципальных служащих? Как будет осуществляться оплата труда в случае перехода на дистанционную работу? Оплата труда во время ЧС работников ОМСУ? Нужно ли организациям и органам МСУ перезаключать трудовые договоры в связи с переходом ряда работников на такой режим работы?  Как осуществлять найм работников во время ЧС или ЧП на вакантные должности? Сохраняется ли заработная плата сотрудников детских садов и других муниципальных учреждений на период ЧС (карантина)?

Рекомендации по данной категории вопросов:

  • Правительство КР признало пандемию – форс-мажорным обстоятельством. Это не инициация (и не воля) ни работодателя, или работника, чтобы перезаключать трудовой договор, это обстоятельство наступило помимо воли Работодателя и работника.  В связи с чем следует внести соответствующие нормы по регулированию работы муниципальных служащих во время ЧС и ЧП в трудовое законодательство КР и законодательство, регулирующее труд (работу) муниципальных служащих: переход и порядок оформления дистанционного режима работы муниципальных служащих, оплата труда муниципальных служащих и работников муниципальных предприятий/учреждений во время ЧС и ЧП.

 

  • Вопросы, связанные с закупками во время ЧС и ЧП

Вопросы, возникшие по данной категории вопросов: в рамках данной категории вопросов поступили следующие вопросы: Следует ли выполнять нормы и требования Закона КР «О государственных закупках» во время ЧС и ЧП? Следует ли проводить тендер на покупку товаров, работ и услуг во время ЧС и ЧП? Могут ли применять во время ЧС и ЧП при закупке товаров, работ и услуг метод прямого заключения договоров?

Рекомендации по данной категории вопросов:

  • Следует внести соответствующие нормы по регулированию вопросов соблюдения Закона КР «О государственных закупках» во время ЧС и ЧП.

 

Приложение:

  1. Вопросы-ответы, поступившие за период с июля по сентябрь 2020 года