Анонсы МСУ / архив

Фотогалерея / архив

Баннер


Предложения Союза МСУ КР к проекту Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете на 2021 год и прогнозе на 2022-2023 годы»

Союз местных самоуправлений Кыргызской Республики изучив проект Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете на 2021 год и прогнозе на 2022-2023 годы», а также приняв участие на общественном обсуждении проекта Закона организованного Министерством финансов Кыргызской Республики 25 сентября 2020 года в режиме онлайн, направляет на рассмотрение  Министерству финансов  КР свои предложения к проекту Закона в части межбюджетных отношений сформированные с учетом предложений членов Союза МСУ КР – органов местного самоуправления Кыргызской Республики.

Союз МСУ КР отмечает наиболее важные параметры ОНФП и Бюджетной резолюции, которые, должны быть учтены в проекте Закона КР “О республиканском бюджете на 2021 год и прогнозе на 2022-2023 годы”:

  1. Внедрить меры, стимулирующие органы местного самоуправления повышать доходный потенциал и уровень доходов, оптимизировать расходы. Соответствующие меры политики должны были бы сопровождаться ростом доходов местных бюджетов. Однако Союз МСУ КР этого не видит: если прогноз доли налоговых доходов местных бюджетов в общих налоговых доходах растет в 2021 г. на 0,4 процентных пункта (с 11,7% до 12,1%), то в 2022 г. он падает на 0,5 процентных пункта и остается на этом уровне и в 2023 г.
  2. В проекте закона видно продолжение поэтапного увеличения нормативов отчисления от подоходного налога, уплачиваемого налоговым агентом и поэтапное изменение нормативов отчислений от налога с продаж. Союз МСУ КР считает, что эта мера не привела к укреплению доходной базы всех местных бюджетов. Наряду с ростом доходов в одних муниципалитетах, наблюдаются потери в других. Некоторые айылные аймаки теряют в среднем около 1 млн. сомов в год. В этой связи, Союз МСУ КР предлагает еще раз провести анализ воздействия и перейти на применение дифференцированного подхода к МСУ в зависимости от структуры налоговой базы.
  3. Современные вызовы требуют формирования бюджетов развития для территорий, однако направление политики межбюджетных отношений на финансирование защищенных статей расходов экономической классификации никогда не позволят это сделать. Союз МСУ КР просит увеличить компонент развития в межбюджетных отношениях.

В связи с этим Союз МСУ КР обращает внимание на пункт 5 Раздела II Бюджетной резолюции, который  предлагает «Внесение изменений в статью 29 Бюджетного кодекса Кыргызской Республики, обеспечивающих планирование внутренних бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в соответствии с принципами бюджетирования на программной основе и прозрачности информации, с тем чтобы органы местного самоуправления обоснованно разрабатывали свои Программы экономического и социального развития, планы и прогнозы местных бюджетов». Эти предложения Союза МСУ КР были учтены в ОНФП. Но в обсуждаемом проекте Закона, к сожалению, нет приложения с программным бюджетом. Тем не менее, как центральным ведомствам, так и ОМСУ крайне необходимо видеть суммы капитальных инвестиций в программном формате, т.е. с указанием конкретного проекта и индикаторами результативности.

  1. Союз МСУ КР считает не лишним напомнить о пункте Бюджетной резолюции «провести четкое разграничение функций и полномочий государственных органов и органов местного самоуправления в соответствии с постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 17 октября 2019 года № 3296-VI и четко определить расходные обязательства между республиканским бюджетом и местными бюджетами, в том числе в сферах здравоохранения, образования, а также в условиях введения чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения». Это очень важная мера по улучшению состояния межбюджетных отношений, и хотим подчеркнуть, что ее реализация должна быть начата в ближайшее время.
  2. Согласно Бюджетной резолюции необходимо пересмотреть методику и формулу расчета выравнивающих трансфертов таким образом, чтобы обеспечить финансирование расходов местных бюджетов в соответствии с минимальными государственными социальными стандартами в целях выравнивания их финансовых возможностей для решения вопросов, относящихся к компетенции органов местного самоуправления, повысить прозрачность и открытость расчетов трансфертов путем автоматизации и обеспечения доступа к данной информации.
  3. В части конкретизации проекта Закона, Союз МСУ КР предлагает статью 11 проекта Закона дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. Предусмотреть из республиканского бюджета 100,0 млн сомов для стимулирования органов местного самоуправления за увеличение собственных доходов (земельный налог, налог на имущество, доходы от аренды земель и имущества)».

Как известно, действующий Закон КР «О республиканском бюджете КР на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы» предусматривает выделения из республиканского бюджета 100,0 млн сомов для стимулирования органов местного самоуправления за увеличение собственных доходов (ст.12). Союз МСУ КР считает, что данная принятая Правительством КР мера показала свою эффективность на практике, являясь стимулом для повышения доходного потенциала многих органов МСУ. Более того как известно органы МСУ в связи с эпидемиологической ситуацией в стране в этом году понесли немалые расходы. Включение данного стимулирующего гранта в проект Закона могло бы быть одним из источников для пополнения расходов бюджета.

Также, Союз МСУ КР предлагает в проекте Закона предусмотреть отдельную норму с указанием финансовых средств для органов МСУ, необходимые для осуществления делегированных государственных полномочий 2021 году. Поскольку, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 6 Закона КР «О порядке делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий», финансовые средства, необходимые для осуществления делегированных государственных полномочий должны предусматриваться в республиканском бюджете отдельной статьей.

Кроме того, следует отметить, что по состоянию на 1 апреля 2020 года Государственная налоговая служба при Правительстве КР заключила договора с 239 органами МСУ, Государственная регистрационная служба при Правительстве КР с 226 органами МСУ и Министерство труда и социального развития КР с 353 органами МСУ, что требует финансирования с республиканского бюджета в порядке установленном законодательством Кыргызской Республики о делегировании государственных полномочий.

На основании вышеизложенного, Союз МСУ КР просит рассмотреть вышеуказанные предложения, и включить их в проект Закона.

При этом, Союз МСУ КР отмечает, что ввиду отсутствия отдельных приложений в пакете документов, опубликованном на сайте Министерства финансов Кыргызской Республики не было возможности изучить всё в полном объеме.