
Итоги XV анкетирования по взаимодействию между ОМСУ, органами власти и членами местных сообществ в контексте Covid-19
13.01.2021
13.01.2021
13.01.2021
13.01.2021
12.01.2021
Анализ часто задаваемых вопросов и предложений, поступивших от органов местного самоуправления, связанных с чрезвычайной ситуацией или чрезвычайным положением, выявленных по итогам проведенных Союзом МСУ мониторингов ситуации на местах показал следующее:
В период за июль по 20 ноября 2020 года от граждан и 49 органов МСУ всего поступило 59 вопросов и предложений в сфере ЧС, из них: 9 вопросов, 32 предложений по совершенствованию законодательства и 10 вопросов, связанных с трудностями, с которыми столкнулись органы МСУ) по следующим категориям вопросов (которые были поделены условно):
Кроме того, следует отметить, от представителей органов МСУ поступили предложения по необходимости улучшения законодательства, в частности законодательстве в области гражданской защиты. В частности, предлагается пересмотреть нормы по разграничения функций и полномочий ОМСУ и государственных органов с целью улучшения их взаимодействия и определения зон ответственности; улучшение бюджетного законодательства по уточнению статей расходов и мероприятий, производимых с республиканского и местных бюджетов; а также необходимости внесения дополнения в законодательство по формату проведения сессии айылных кенешей в онлайн-режиме.
Анализ показал, что самое наибольшее количество вопросов и предложений поступило от представителей исполнительных органов МСУ: 24 вопросов и предложений от айыл окмоту, что составило 47% от их общего количества и 13 вопросов и предложений от мэрии городов, 25% соответственно. Более подробно статистика обращений к Союзу МСУ в разрезе органов МСУ изложено в таблице 1.
Таблица 1. Количество поступивших вопросов и предложений в разрезе органов МСУ |
|||
№ п/п |
Орган МСУ |
К-во вопросов |
удельный вес |
|
|
|
|
1 |
айыл окмоту |
24 |
47% |
2 |
айыл кенеши |
12 |
24% |
3 |
мэрии городов |
13 |
25% |
4 |
городские кенеши |
2 |
4% |
Итого |
51 |
100% |
За период с июля по ноябрь 2020 года поступили обращения в Союз МСУ, которые содержали 9 вопросов, 32 предложений и 10 трудностей, с которыми сталкивались представители органов МСУ, о чем более подробнее будет изложено в следующем разделе.
Анализ вопросов в разрезе по областям показал, что самое наибольшее количество вопросов поступило в первые месяцы начала реализации проекта, на момент, когда начали вводится режимы ЧС. В частности, с Джалал-Абадской, Баткенской, Ошской, Нарынской областей поступили по 2 вопроса, отсутствовали вопросы у представителей Иссык-Кульской и Чуйской областей. Данное положение объясняется тем, что ЧС начали вводиться в начале в этих областях и затем только в Чуйской и Иссык-Кульской областях. Кроме того, данное положение дел связано с тем, что начала по СМИ, по телевидению проводится информационно-разъяснительная работа со стороны уполномоченных государственных органов (МЧС, территориальных штабов).
Гендерный анализ обращений в Союз МСУ по вопросам, связанных с ЧС, показал, что чаще всего обращались 37 мужчин (73%), чем женщины (14 обращении, 27%).
В разрезе контингента представителей ОМСУ, обратившихся с обращениями к Союзу МСУ, показал, что обратились с вопросами и предложениями 17 глав айыл окмоту, 6 мэров и вице-мэров городов, 12 депутатов айылных и городских кенешей и 16 ответственных секретарей и специалистов исполнительных органов МСУ.
За период поступило вопросов, предложений и обращений от органов МСУ по следующим 10 категориям вопросов (которые определены условно, исходя из предмета поступившего обращения):
Таблица 2. Категории вопросов, по которым обращались органы МСУ |
|||
№ п/п |
Категории вопросов, предложений ОМСУ |
к-во |
Удельный вес от общего количества |
1 |
Бюджетные вопросы |
13 |
25% |
2 |
Гозакупки |
5 |
10% |
3 |
ЖКХ |
1 |
2% |
4 |
Земельные |
2 |
4% |
5 |
Кадровые |
2 |
4% |
6 |
Межведомственное взаимодействие |
1 |
2% |
7 |
Вопросы ЧС и МСУ |
14 |
27% |
8 |
Ответственность за нарушение режима ЧС |
1 |
2% |
9 |
Пересмотр Регламента МК, Устава Местного сообщества по формату проведения сессии, общественных слушаний в онлайн-режиме |
8 |
16% |
10 |
Трудовые отношения |
4 |
8% |
ИТОГО |
51 |
100% |
Вопросы, возникшие по данной категории вопросов: в рамках данной категории вопросов поступили вопросы: Какие полномочия имеются у органов местного самоуправления во время ЧС или ЧП? Предоставить информацию о порядке разработки, согласования и Плане гражданской защите (Плане по дальнейшему не распространению коронавируса)? Предоставление НПА по ЧС и ЧП. Требуется уточнение полномочий/компетенции айыл окмоту в период ЧС?
Рекомендации по данной категории вопросов:
В части 2 статьи 10 Закона Кыргызской Республики "О Гражданской защите" определены обязанности органов местного самоуправления в системе общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей и территории Кыргызской Республики от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а также согласно пункта 22 части 18 Закона КР "О местном самоуправлении" – "содействие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций" является вопросом местного значения и требует более детально изложить и расшифровать, что является для органов местного самоуправления "содействие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций", а также детализация/уточнение полномочий органов МСУ во время ЧС.
Вопросы, возникшие по данной категории вопросов: по данной категории вопроса, задавали граждане и органы МСУ следующие вопросы: Какие мероприятия должны выполнять органы местного самоуправления во время ЧС или ЧП? Какие виды мероприятий (работ и услуг) должны выполняться ОМСУ по предупреждению и предотвращению дальнейшего распространения короновируса (в рамках ВМЗ)? Создание условий по защите граждан от чрезвычайной ситуации? В каком порядке привлекать/нанимать исполнителей по проведению этих работ? Финансирование этих мероприятий. В Бюджетном кодексе Кыргызской Республики предусмотрены ли нормы по порядку формирования, по порядку проведения общественного обсуждения и по принятию местного бюджета в условиях чрезвычайной ситуации? Существуют ли какие-либо критерии для определения той или иной ситуации чрезвычайной (что является чрезвычайной ситуацией)?
Рекомендации по данной категории вопросов:
Вопросы определения или признания тех или иных ситуации чрезвычайными, их классификация отрегулированы в Постановлении Правительства КР от 29 ноября 2000 года № 702 "О классификации чрезвычайных ситуаций и критериях их оценки в Кыргызской Республике".
В Таблице №1 к данной Классификации, в частности для определения опасного природного явления для "сильного ветра" установлены следующие критерии оценки природного явления: Скорость ветра при порывах 25 м/сек, и в горных районах – 35 м/сек и более. При этом в данных критериях не определена по какой шкале измеряется скорость ветра.
В соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 10 Закона КР "О гражданской защите" органы местного самоуправления обязаны предусматривать в местном бюджете и выделять финансовые средства на проведение мероприятий по Гражданской защите.
В то же время согласно нормам статьи 24 Бюджетного Кодекса КР предоставляется возможность исполнительным органам местного самоуправления создавать в составе местных бюджетов резервный фонд для финансирования непредвиденных расходов, требующих неотложного финансирования в текущем бюджетном году. Данный резервный фонд создается за счет текущих поступлений в местный бюджет, из собственных доходов.
При этом размер резервного фонда местного бюджета должен составлять не более 1 (одного) процента от объема расходов соответствующего местного бюджета (без учета средств резерва бюджета и сумм платных услуг органов исполнительной власти). Кроме того, решение о направлениях и объемах использования резервных фондов местных бюджетов принимается исполнительным органом местного самоуправления в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса КР.
Бюджетный кодекс КР умалчивает о механизмах проведения бюджетного процесса во время чрезвычайных ситуациях.
Бюджетный кодекс устанавливает механизм принятия чрезвычайного бюджета при введении чрезвычайного или военного положения на территории Кыргызской Республики, а также в случае недостаточности средств Государственного бюджетного резерва КР путем внесения изменений в нормативный правовой акт о бюджете. При этом умалчивает о механизмах и процедурах принятия местного бюджета при введении чрезвычайной ситуации по всей республике или на отдельной административной территории.
В статье 18 Закона КР "О местном самоуправлении" в качестве одного вопроса местного значения определено – "содействие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций".
Согласно нормам Закона КР "О Гражданской защите" и постановления Правительства КР "Об утверждении Классификации чрезвычайных ситуаций и критериев их оценки в Кыргызской Республике" от 22 ноября 2018 года № 550, система Гражданской защиты, в том числе и специальные превентивные и ликвидационные мероприятия, должны определяться в зависимости от их классификации в разрезе установленных органов, ответственных за проведение специальных превентивных и ликвидационных мероприятий, направленных на снижение угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оперативное реагирование на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций (то есть в зависимости от соответствующих уровней чрезвычайных ситуаций и по степени их тяжести).
В последние месяцы, органы МСУ отмечают, что сталкиваются с проблемой нехваток денежных средств из местного бюджета на повторное приобретение СИЗ, отсутствуют средства в местном бюджете для принятия мер по предотвращению второй волны ковид-19.
Во время пандемии ОМСУ столкнулись с такими трудностями: не было ясно, какие виды мероприятий по ЧС могут выполняться органами МСУ и финансироваться из местного бюджета; не было ясным, какие виды работ выполняются другими государственными органами и за счет республиканского бюджета; из каких источников расходуются средства мобильной группы на временные стационары.
Жогорку Кенеш КР, Правительство КР (МЧС, Министерство финансов, ГАМСУМО) - Кроме того, требуется совершенствовать законодательство и предлагается определить виды специальных превентивных и ликвидационных мероприятий и порядок их проведения/выполнения (правила, механизмы, инструменты, сроки выполнения и т.д.) в разрезе установленных Законом КР "О Гражданской защите" обязанностях лиц, вовлеченных в данных процесс в зависимости от режимов функционирования Гражданской защиты в мирное и военное время. К примеру, в разрезе по режимам функционирования государственной системы Гражданской защиты в мирное время: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации.
И соответственно в бюджетном законодательстве республики должна быть предусмотрена возможность органам местного самоуправления предусматривать в местном бюджете расходы на мероприятия по Гражданской защите в мирное время: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации. Кроме того, предлагается внести поправки в статью 115 Бюджетного Кодекса Кыргызской Республики по пересмотру сроков внесения в нормативный правовой акт о бюджете в течение бюджетного года.
Также предлагается предусмотреть в статье 127 Бюджетного Кодекса КР норму по возможности проведения общественных бюджетных слушаний в онлайн-формате, а также предусмотреть возможность для органов МСУ, чтобы они могли во время ЧС производить модификацию местного бюджета (возможность, чтобы во время ЧС айылный кенеш мог принимать решение о переводе с одной статьи на другую статью из бюджета, выделенного в начале года).
Вопросы, возникшие по данной категории вопросов: в рамках рассматриваемой категории вопросов поступили следующие вопросы: Какой порядок взаимодействия ОМСУ с республиканским штабом и другими уполномоченными государственными органами во время ЧС или ЧП? Предоставление НПА, издаваемых республиканским штабом. Могут ли самостоятельно органы МСУ вести работы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций по согласованию с уполномоченными государственными органами в сфере Гражданской защиты? Могут ли органы МСУ устанавливать блок посты для въезда и выезда на территорию айылного аймака?
Рекомендации по данной категории вопросов:
Вопросы, возникшие по данной категории вопросов: По данной анализируемой категории вопроса, органы МСУ задавали следующие вопросы: Как применяется дистанционная работа для муниципальных служащих? Как будет осуществляться оплата труда в случае перехода на дистанционную работу? Оплата труда во время ЧС работников ОМСУ? Нужно ли организациям и органам МСУ перезаключать трудовые договоры в связи с переходом ряда работников на такой режим работы? Как осуществлять найм работников во время ЧС или ЧП на вакантные должности? Сохраняется ли заработная плата сотрудников детских садов и других муниципальных учреждений на период ЧС (карантина)? Как определить внутренние процедуры айыл окмоту и способы формализации рабочего времени сотрудников во время ЧС, соблюдения социальной дистанции и карантинных мер?
Рекомендации по данной категории вопросов:
Следует заметить, что многие органы МСУ столкнулись с такой трудностью: не знали процедуры, как и каким образом обеспечить безопасность работников аппарата айыл окмоту или мэрии городов, привлеченных сотрудников и граждан во время ЧС.
Вопросы, возникшие по данной категории вопросов: в рамках данной категории вопросов поступили следующие вопросы: Следует ли выполнять нормы и требования Закона КР «О государственных закупках» во время ЧС и ЧП? Следует ли проводить тендер на покупку товаров, работ и услуг во время ЧС и ЧП? Могут ли применять во время ЧС и ЧП при закупке товаров, работ и услуг метод прямого заключения договоров?
Рекомендации по данной категории вопросов: