Анонсы МСУ / архив

Фотогалерея / архив

Баннер


Как усилить местные кенеши, сделать их более профессиональными, но не потерять при этом их независимость и объективность?

Согласно Конституции КР, в ближайшие 4-5 месяцев должны пройти выборы в местные кенеши и- главные законодательные органы на территории местных сообществ. Более года назад в выборное законодательство были внесены изменения в части требований к кандидатам в депутаты местных кенешей. Очень скоро начнется процесс выдвижения кандидатов, каких изменений следует ожидать?

Союз МСУ Кыргызской Республики и Институт политики развития провели исследование среди органов МСУ, чтобы понять, в какой степени реализованы нововведения. Результаты исследования опубликованы в Докладе о воздействии законов на развитие местного самоуправления[1].

Жогорку Кенеш Кыргызской Республики предоставил право совмещать депутатские полномочия с должностью руководителя государственного или муниципального учреждения образования и здравоохранения. По замыслу законодателей, это должно хорошо повлиять на качественный состав местных кенешей, поскольку в последнее время наблюдается недостаточный уровень образованности депутатов, а медики и учителя заведомо образованные люди.

Однако многие органы МСУ считают, что ситуация, когда руководитель государственной или муниципальной организации образования или здравоохранения становится депутатом, породит конфликт интересов. Во время выборов такие кандидаты могут использовать своих сотрудников для сбора голосов. Кроме того, некоторые представители органов МСУ опасаются, что при принятии решений главы государственных или муниципальных организаций образования или здравоохранения будут зависимы от своего вышестоящего руководства по линии соответствующих министерств.

Другие органы МСУ поддерживают нововведение, позволяющее реализовать право граждан быть избранными, а также содействующее росту общего уровня образованности депутатов местных кенешей. Но все же большинство респондентов отмечают скрытые в ней «подводные камни»: руководители учреждений, становясь депутатами, открыто лоббируют интересы своих учреждений при распределении местного бюджета, из-за чего часто возникают конфликтные ситуации и угрозы несправедливого распределения ограниченных бюджетных ресурсов.

 «Я считаю, что это плохая норма (совмещение депутатских полномочий с должностью руководителя государственного или муниципального учреждения образования). Из практики других муниципалитетов наблюдаю, когда от директоров школ не могут получить отчет по ремонту школы на средства местного бюджета. Учителя могут быть депутатами, но не директор школы».

Глава АО, Кара-Суйский район

 

[1] Полный текст Доклада можно найти на кыргызском, русском и английском языках по ссылкам: https://soyuzmsu.kg/news/1/35.html ; http://dpi.kg/en/library/full/318.html