опыт Союза МСУ в рамках Проекта USAID “Успешный аймак”

Новости

[ad_1]

Принятие местными кенешами Уставов местного сообщества: опыт Союза МСУ в рамках Проекта USAID “Успешный аймак”
Предпосылки разработки и утверждения Уставов местных сообществ
В статье 15 Закона КР «О местном самоуправлении» определено, что «Уставы местных сообществ принимаются соответствующими местными кенешами по итогам обсуждения на собраниях (сходах) или курултаях соответствующего местного сообщества».
В данной статье также регламентировано, что «Уставы местных сообществ в соответствии с законами Кыргызской Республики регламентирует основные принципы и правила внутренней жизнедеятельности местного сообщества, предусматривает права и обязанности членов местного сообщества, определяет порядок взаимоотношений местного сообщества и органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, включая участие местного сообщества в бюджетном процессе и другие вопросы деятельности местного самоуправления, не урегулированные законодательством Кыргызской Республики». 
До принятия Закона КР «О местном самоуправлении» от 15 июля 2011 года, в республике, многие местные сообщества приняли так называемый документ «Айыл мыйзамы». Практика их разработки и утверждения была различной, встречались случаи, когда их утверждали главы местных районных государственных администрации или губернаторы областей, были случаи, когда они утверждались самими местными сообществами на курултаях. Данная ситуация сложилась, так как в то время, в законодательстве отсутствовал единый порядок разработки, проведения общественного обсуждения и принятия Устава местного сообщества. 
С принятием закона КР «О местном самоуправлении», органы МСУ затруднялись исполнить требования вышеуказанной статьи, так как в штате многих исполнительных органах местного самоуправления отсутствовали юристы, а также в связи отсутствием в законодательстве процедур, порядка принятия Устава местного сообщества органы МСУ самостоятельно затруднялись принимать или обновлять Уставы местных сообществ с соблюдением требований, указанных в Законах КР «О местном самоуправлении» и «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики». Данное положение дел усугубляется тем, что многие наши сограждане и представители органов местного самоуправления до настоящего времени не придают ролю и значению Устава местного сообщества и не знают особенности Устава местного сообщества и его отличия от Устава айылного аймака/ городского кенеша, Положения об айыл окмоту, которые являются учредительными документами органов местного самоуправления, как юридических лиц.
Поддержка, оказываемая Союзом МСУ органам местного самоуправления  рамках Проекта USAID “Успешный аймак” в этой области и вопросы, которые граждане хотят регулировать в Уставах местного сообщества
В результате совместной работы Союза МСУ и Проекта «Успешный аймак» была оказана поддержка 5 муниципалитетам в принятии или обновлении Уставов местного сообщества.
Благодаря данной деятельности, были проведены обучающие мероприятия,  оказано содействие органам МСУ в подготовке проекта Устава МС и проведении общественного обсуждения данных проектов Уставов местных сообществ среди членов местного сообщества; проведение правовой экспертизы поступивших предложений от местного сообщества к проекту Устава МС и доработке проектов Устава МС с учетом поступивших предложений местного сообщества; оказание содействия ОМСУ при рассмотрении проектов Устава МС на заседании постоянных комиссий и сессии местного кенеша по утверждению проектов Устава МС; оказание содействия в опубликовании и их вступлению в юридическую силу (в принятии и включении Постановлении местных кенешей об утверждении Уставов МС и самих Уставов МС в Государственный реестр нормативных правовых актов КР).
Проект USAID «Успешный аймак» подготовил и предложил инструментарий, включая Памятку пошаговых процедур по разработке, продвижению и утверждению Устава местного сообщества на государственном и официальном языках; проекты образцов необходимых документов органов местного самоуправления; и План по выполнению пошаговых мероприятий по разработке, продвижению и утверждению Устава местного сообщества. Следует отметить, что общественное обсуждение среди местного сообщества проектов Устава осуществлялось на основе Типового Устава местного сообщества, утвержденного приказом Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики от 4 марта 2014 года № 01-24/19.
Проведенный Анализ характера поступивших предложений (категории вопросов) к проектам Уставов местного сообщества показал, что в основном предложения поступали от членов местного сообщества по вопросам пользования питьевой и поливной водой, правил выпаса скота, вопросам благоустройства, озеленения, уборка придомовых участков/ территорий возле коммерческих павильонов, арыков, сбора и вывоза мусора, ремонт муниципальных дорог, вопросы управления объектами муниципальной собственности, правила выпаса скота и соблюдение пастбищного режима и др.
Изменения, которые происходят в айылных аймаках в результате принятия Уставов местных сообществ
Одним изменений, которые произошли в итоге проведенных мероприятий по принятию Уставов местных сообществ, является то, что представители органов местного самоуправления укрепили знания и практические навыки по деятельности ОМСУ по принятию и обновлению Уставов местного сообщества, а также систематизировали свои знания по их принятию и вступлению нормативных правовых актов, так как используя алгоритмы действий по разработке/обновлению Устава местного сообщества, могут улучшить качество принимаемых других нормативных актов, соблюдать процедуры их официального опубликования, общественного обсуждения среди членов местного сообщества, применять и соблюдать нормотворческую технику при подготовке различных документов.
Следующим значительным изменением можно считать, что пилотные муниципалитеты приобрели важный опыт и внедрили практику партнерства с местным сообществом в сфере формирования местной политики и в процесс принятия решения. В частности, в пилотных муниципалитетах было проведено широкое обсуждение Уставов МС, в которых обеспечено участие молодежи, женщин и других групп местного сообщества (бизнес-структур и т.д.).
И самое главное, члены местного сообщества посредством участия в разработке и обсуждения проектов Устава МС смогли определить правила внутренней жизнедеятельности, предусмотреть дополнительные права и обязанности членов местного сообщества, установить правила их взаимоотношений с органами МСУ в решении вопросов местного значения, в продвижении инициатив и учета интересов различных групп, входящих в состав местного сообщества, внести свои предложения по улучшению условий местного сообщества, закрепить права и возможности граждан участвовать в процессе принятия решений, в бюджетном процессе, в управлении общественными ресурсами через определение правил/порядка выявления потребностей местного сообщества посредством использования СИНС мероприятий и других инструментов, внедряя различные формы своего участия в обсуждении и формировании местной политики через проведение сходов (собраний), общественных (бюджетных) слушаний, курултаев местного сообщества, инициирования и реализации местной нормотворческой (народной) инициативы, заслушивания информации депутатов местного кенеша, главы айыл окмоту/мэр города о результатах их деятельности на сходах (собраниях), общественных слушаниях, работы депутатов с избирателями и предоставления им отчетности, то есть внедрить систему   взаимодействия/коммуникации органов МСУ и местного сообщества, между собой, как членов местного сообщества при решении вопросов местного значения. Благодаря принятым Уставам МС, члены местных сообществ вовлекаются в обсуждение и решение вопросов местного значения.
Кроме того, вследствие принятия Уставов местных сообществ происходит воздействие на сохранение экологии и общественных ресурсов, на обеспечение и соблюдение основополагающих принципов добросовестного управления, как открытость, прозрачность, создание условий для снижения конфликтных и коррупционных составляющих, то есть дает возможность местному сообществу вовлекаться в управление и обсуждение вопросами местного значения, в решение общественно значимых решений и влиять на качественное принятие органами местного самоуправление решений, на качественное оказание муниципальных услуг, созданы правовые основы для внедрения правил и процедур по принятию муниципальных программ и стратегии (программ социально-экономического развития и т.п.), продвижению инициатив местных сообществ, по привлечению инвестиций и решения других вопросов местного значения.

И самое главное, происходит влияние на повышение доверия граждан к органам местного самоуправления, на учет и соблюдение прав и законных интересов граждан, верховенство права, добросовестное управление и повышение правовой культуры и на снижение правового нигилизма в обществе.

[ad_2]

Популярные записи

Органы МСУ совместно с госорганами обсудили проблемы развития регионов в рамках конституционной реформы

adminmsu1

Ряд активных муниципалитетов Иссык-Кульской области смогут улучшить услуги населению

adminmsu1

Бектурган Орозбаев назначен директором Союза МСУ Кыргызской Республики

adminmsu1

Оставить комментарий